Все |0-9 |А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Щ |Э |Ю |Я

Каталог статей Принципы действия устройств Двигатели внутр. сгорания

Поиск по тегам : поршень, цилиндр, картер, коленчатый вал, шатун, поршневой палец


Двигатели внутр. сгорания PDF Печать E-mail
Оглавление
Двигатели внутр. сгорания
Циклы двигателей внутреннего сгорания
Основные теоретические сведения
 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Главными размерами двигателя внутреннего сгорания являются: диаметр цилиндра D, количество цилиндров i, ход поршня S. Кроме того, к основным данным, характеризующим двигатель, относятся: мощность, число оборотов, удельный расход топлива, а также его габаритные размеры (длина, ширина и высота между крайними точками) и сухой вес (без топлива, масла и воды).

 

Работа газов. Работа, совершаемая газами в цилиндре двига­теля, называется индикаторной работой. Работа за один цикл равна произведению силы давления газов на площадь поршня и на величину хода поршня:

Li = piF·S дж,

(5)

 

где pi - среднее индикаторное давление газов, н/м2;

F - площадь поршня, м2;

S -  ход поршня, м,

 или

Li = piVs дж,

(6)

 

где VS  - объем рабочего цилиндра

Vs = FsS = (πD2/4)·S м3,

(7)

причем, так как работа эквивалентна площади индикаторной диаграммы, ее можно назвать средней индикаторной работой, а величину pi - средним индикаторным давлением

pi = Li/Vs н/м2,

(8)

т. е. средним индикаторным давлением называется такое условное постоянное давление, которое, перемещая поршень в течение хода расширения, производит работу, равную индикаторной работе цикла.

Работа, полученная на конце коленчатого вала, называется эффективной работой двигателя. Она меньше индикаторной на величину работы, расходуемой двигателем на преодоление сопротивлений:

Le = Li - Lm,

(9)

где Lm работа сопротивлений, называемая обычно работой механических потерь двигателя.

Эффективную работу по аналогии с индикаторной можно выразить в виде

Le = peVs,

(10)

где. ре - среднее эффективное давление.

Таким образом, среднее эффективное давление представляет собой величину, при умножении которой на рабочий объем цилиндра Vs получают эффективную работу за цикл. Эта величина также является условной, но в отличие от рe характеризует некоторую среднюю величину давления, пропорциональную полезной работе двигателя.

При неизменных оборотах коленчатого вала величина ре для данного двигателя зависит от величины, передаваемой на привод мощности. Чем больше передаваемая мощность, тем больше среднее эффективное давление.

Следовательно, ре определяет степень загруженности данного двигателя. Каждый двигатель может развивать определенное среднее эффективное давление, которому соответствует определенная мощность. В соответствии с наивыгоднейшим ре заводом устанавливается номинальная мощность двигателя, которая гарантируется для работы на определенных оборотах коленчатого вала.

Мощность двигателя является основной его характеристикой. Выражается она в киловаттах.

Работа, совершаемая газами во всех цилиндрах в единицу времени, называется индикаторной мощностью двигателя, а соответствующая ей мощность, развиваемая двигателем на конце коленчатого вала и отдаваемая силовой передаче (на электрогенератор, приводной ремень, гребной винт) - эффективной, или действительной, мощностью двигателя. При этом

Ne = Ni - Nm кВт,

(11)

где Ne - эффективная мощность; Ni, - индикаторная мощность; Nm,- мощность механических потерь, затрачиваемая на преодоление сопротивлений.

Если двигатель делает п оборотов в секунду, то индикаторная мощность двигателя, имеющего i цилиндров, будет равна

Ni = (piπD2Sni/4·103z) кВт,

(12)

где D - диаметр цилиндра, м; S- ход поршня, м; n - число оборотов вала в секунду; i- число цилиндров; рi  - среднее индикаторное давление, н/мг; z - коэффициент тактности, показывающий, во сколько раз число оборотов вала больше числа циклов за один и тот же промежуток времени.

Приведенная формула справедлива для четырех- и двухтактных двигателей, причем для двухтактного двигателя простого действия z=1, для двухтактного с противоположно движущимися поршнями z = 0,5, а для четырехтактного z = 2.

Произведение (πD2/4)·S представляет собой величину рабочего объема цилиндра. Поэтому можно записать:

Ni = (piVhni/103z) кВт,

(13)

Аналогично выразится и эффективная мощность четырех-и двухтактного двигателей:

Ne = (peVhni/103z) кВт,

(14)

где ре - среднее эффективное давление, н/м2.

В двигателях внутреннего сгорания работа совершается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. Преобразование его в индикаторную работу неизбежно связано с потерей части тепла. Величина, показывающая, какая доля от всего тепла преобразована в индикаторную работу в цилиндре двигателя, называется индикаторным коэффициентом полезного действия и представляет собою отношение

ηi = (Ni/BQHP)·100%,

(15)

где В - секундный расход топлива, кг/сек;

QHP- низшая теплота сгорания топлива, кдж/кг.

Значения и. к. п. д. для разных двигателей составляют:

двухтактные дизели                                                            0,35-0,50

четырехтактные дизели                                                      0,42-0,50

карбюраторные двигатели                                                 0,30-0,35

Эффективный к. п. д. ηe представляет собою отношение тепла, превращенного в работу на валу двигателя, ко всему затраченному теплу:

ηe = (Ne/BQHP)·100%,

(16)

Значение ηe может быть также определено по формуле

ηe = ηi ηm.

(17)

Эффективный к. п. д. для различных двигателей имеет следую-щие значения:

дизели тихоходные                                                            0,32-0,39

дизели быстроходные                                                        0,32-0,41

карбюраторные двигатели                                                0,25-0,30

Для определения эффективной мощности надо от величины индикаторной мощности отнять часть мощности, расходуемой на трение в двигателе, что может быть достигнуто умножением на величину механического к. п. д.:

Ne = ηmNi.

(18)

где ηm - механический к. п. д. двигателя.

Аналогично и

pe = pi ηm.

(19)

Удельный расход топлива. Оценка экономичности двигателя внутреннего сгорания может быть произведена непосредственно по количеству топлива, затрачиваемого на получение полезной ра­боты в единицу времени. Для этого введено понятие секундного расхода топлива на 1 квт ge, являющегося отношением количества топлива Ge к полезной мощности Ne двигателя:

ge = Ge/Ne.

(20)

Чем совершеннее двигатель и чем лучше преобразуется в нем энергия топлива в полезную механическую работу, тем меньше удельный расход топлива.

На величину удельного расхода топлива значительно влияет степень сжатия: чем больше степень сжатия, тем меньше удельный расход топлива. Поэтому у дизелей удельный расход топлива зна­чительно меньше, чем у карбюраторных двигателей, т. е. дизели экономичнее последних.

Тепловой баланс. В полезную эффективную работу обычно превращается лишь 25-41% тепла, получаемого в результате сжигания топлива в двигателе; остальная часть энергии сжигаемого топлива теряется в процессе работы двигателя.

Тепловой баланс характеризует распределение и потери тепла, вносимого в двигатель с топливом.

Количество тепла, распределяющееся по различным составляющим теплового баланса, подсчитывают в джоулях.

Уравнение внешнего теплового баланса имеет следующий вид:

Q = Qe+Qв+Qв. г+Qн. с+Qост кДж,

(21)

где Q - тепло израсходованного топлива в двигателе;

Qe - тепло, использованное на полезную эффективную работу двигателя;

Qв - тепло, унесенное с охлаждающей водой;

Qв. г - тепло, унесенное с выхлопными газами;

Qн.с - тепло, получаемое при неполном сгорании;

Qост - так называемый остаточный член баланса, равный сумме всех неучтенных потерь теплоты. При определении величины теплового баланса в процентах уравнение будет иметь вид:

q = qe+qв+qв. г+qн. с+qост кДж,

(22)

В данном случае каждое слагаемое в левой части уравнения представляет собой количество тепла в процентах по отношению ко всему теплу Q, т.е.

 

qe = (Qe/Q)·100;

qв = (Qв/Q)·100 и т.д.;

 

(23)

 

Располагаемое тепло Q практически определяют по низшей теплоте сгорания топлива QHP и секундному расходу топлива Gс  кг/ч:

Q = QHPGc кДж.

 

(24)

Тепло, использованное на полезную эффективную работу дизеля за 1 сек

 

Qe = Ne кДж.

 

(25)

На рис. 12 представлена диаграмма теплового баланса дизеля с наддувом.

Характеристики двигателей. Характеристиками двигателя называются кривые, определяющие зависимость мощности и крутящего момента от показателей числа оборотов вала, нагрузки, рас­хода топлива и т. д.

Характеристики составляются при испытаниях двигателя на стенде и загрузке его тормозом (гидравлическим, электрическим) либо винтом и используются для оценки двигателя при выборе его для силовой установки.

Различают характеристики: скоростные,  нагрузочные и  регулировочные. На последних мы не будем останавливаться, поскольку они различны для разных типов двигателей и не имеет практического смысла останавливаться на этом достаточно подробно.

Скоростные характеристики определяют зависимость мощности или крутящего момента от числа оборотов двигателя. Различают внешние и винтовые скоростные характеристики.

Внешние характеристики двигателя - это кривые зависимости максимальной мощности или крутящего момента от числа оборотов двигателя при наибольшей подаче топлива. Так как внеш­няя характеристика относится к работе двигателя при максимально допустимой подаче топлива, то она дает значения наибольших мощностей, которые можно получить от двигателя на разных числах оборотов.

Построив зависимость мощности трения от числа оборотов и взяв разность между индикаторной мощностью и мощностью трения при различных числах оборотов, можно получить кривую изменения Ne по числу оборотов.

Эффективная мощность всегда имеет максимальное значение при числе оборотов меньшем, чем то, при котором получается максимальное значение индикаторной мощности. Этот сдвиг максимальных мощностей объясняется уменьшением ηm по числу оборотов.

Увеличивая число оборотов, можно получить такой режим двигателя, при котором мощность трения окажется равной индикаторной мощности, а эффективная мощность будет равна нулю. Однако работа двигателя при числе оборотов, большем расчетного n, соответствующего максимальному значению эффективной мощности, конечно, нецелесообразна.

Зависимость ре от числа оборотов n можно получить по формуле

pe = ηmpi.

 

(26)

Винтовыми характеристиками двигателей называются кривые зависимости мощности или крутящего момента от числа оборотов двигателя, работающего на гребной винт.

Мощность, поглощаемая винтом, изменяется пропорционально кубу числа оборотов, т. е.

Nв = Gn3.

 

(27)

Мощность двигателя, нагруженного винтом, при каждом числе оборотов равна мощности, поглощаемой винтом, поэтому

Ne = Gn3.

 

(28)

Таким образом, эффективная мощность двигателя по винтовой характеристике изменяется так же, как и мощность, поглощаемая винтом, т. е. пропорциональна кубу числа оборотов. Так как эффективная мощность двигателя по внешней характеристике меняется по другому закону, то двигатель, нагруженный винтом, при изменении числа оборотов должен регулироваться изменением положения дросселя в карбюраторных двигателях или подачей топливного насоса в двигателях с самовоспламенением.

Для двигателя при данном винте число оборотов nmax является максимально возможным. Этому числу оборотов соответствует максимальная мощность двигателя Nmax. При числе оборотов n > nmax двигатель работать не может, так как при этом эффективная мощность двигателя (по внешней характеристике) растет медленнее, чем мощность, поглощаемая винтом (по винтовой характеристике).

При числе оборотов n < nmax мощность, поглощаемая винтом, оказывается меньше чем эффективная мощность двигателя при полностью открытом дросселе или полной подаче насоса. Поэтому при таких числах оборотов работа двигателя возможна только при соответствующем дросселировании или уменьшении подачи топлива.

Нагрузочные характеристики двигателя определяют связь между какими-либо параметрами, оценивающими работу двигателя, и параметрами нагрузки, например между секундным расходом топлива с эффективной мощностью или средним эффективным давлением при постоянном числе оборотов. Обычно нагрузочные характеристики выражают зависимость расхода топлива или температуры отработавших газов от эффективной мощности двигателя.

Изменение мощности двигателя при постоянном числе оборотов достигается дросселированием свежей смеси или изменением подачи топлива насосом.

Практический смысл нагрузочной характеристики заключается в том, что она дает возможность отыскать максимальные режимы работы двигателя на данном числе оборотов.

В процессе снятия характеристики при n=const переход от одной опытной точки к другой, т. е. изменение нагрузки двигателя, можно получить либо подбором для каждого режима соответствующего винта, либо торможением двигателя с помощью тормоза, допускающего работу при разных числах оборотов и разных мощностях (балансирное динамо, гидротормоз).

Эффективная мощность, развиваемая двигателем, в начале Ne = 0, при этом двигатель работает вхолостую, и мощность, развиваемая в цилиндре, расходуется на преодоление вредных сопро­тивлений, т. е. в этот момент Ne = NТ.

Так как мощность трения по нагрузочной характеристике (n=const) может считаться постоянной, то индикаторная мощность Ni возрастает с увеличением нагрузки по прямой, параллельной Ne и отстоящей от прямой Ne на одну и ту же величину мощности трения NТ.

Постоянство мощности трения по нагрузочной характеристике приводит к увеличению механического к. п. д. с нагрузкой.

Действительно,

ηm = Ne/Ni = Ne/(Ne+NТ)

 

(29)

 

Так как NТ = const, а Ne увеличивается с нагрузкой, то числитель выражения механического к. п. д. растет быстрее знаменателя, ηm   с увеличением нагрузки увеличивается. При малых нагрузках ηm резко увеличивается, а при больших темп возрастания механического к.п.д. значительно уменьшается.

 

 

 





 
 
Добавить в избранное | Сделать стартовой

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

(c)