Создание лифта - история, виды подъемных механизмов |
Вот мы заходим в дом. Хорошо, если квартира, которая нам нужна, находится на первом или втором этаже. А если выше? Да еще надо поднять тяжелые сумки? А что делать бабушкам и дедушкам? Им иногда трудно сойти по лестнице, ведущей в подъезд! И вот тогда, когда подниматься вверх слишком неудобно, на помощь людям приходит лифт. На пятнадцатый этаж, пожалуйста! Впервые подъемный механизм упоминается в... 2600 до нашей эры! Именно такие «первобытные лифты» египтяне использовали при строительстве пирамид. Эти устройства могли поднять на высоту не более 150 метров камни (блоки), которые весили до 91 кг. А собственно лифт впервые построили в римском Геркулануме - городе, погибшем вместе с Помпеем при извержении Везувия. Когда археологи начали проводить раскопки, они не поверили своим глазам: перед ними открылись остатки агрегата, предназначенного для доставки из кухни в гостиную или столовую кулинарных блюд. Кроме того, известно, что с помощью более простых лифтов где-то с 80 года новой эры на арену римского Колизея поднимали хищных животных и гладиаторов. В античные времена лифты приводили в действие рабы. Разработке подъемника много времени посвятил известный греческий математик Архимед (правда, он тоже даже не задумывался над тем, чем можно заменить силу мышц). В Средние века о таком полезное устройство не забыли: по-прежнему им продолжали пользоваться для подъема на верхние этажи домов грузов и людей. Однако в те времена лифты были довольно дорогим удовольствием, поэтому пользоваться ими могли короли, аристократы и священники из богатых монастырей. Конечно, об электричестве тогда никто и не подозревал, поэтому работали механизмы от ручного привода. Например, в одном французском аббатстве на побережье в 1203 году такой подъемник двигался на... «ослиной тяге»! Если говорить о лифте в современном понимании этого слова, то он появился 1743. Это устройство было установлено в Версале во дворце французского монарха Людовика XV. Работал лифт благодаря усилиям прислужников, которые поднимали своего короля на один этаж вверх - в покои фаворитки Людовика. Кто был автором этой конструкции? Кто вообще изобрел устройство-подъемник? К сожалению, имена этих старых мастеров не известны. Но главное, что мы благодарны им за заботу о наших ногах... Кстати, ни один из древних конструкторов не заработал денег на своем изобретении! Потомки неизвестных мастеров оказались более прагматичными. В 1800 один из обладателей шахт в Америке сконструировал лифт, который работал без использования силы мускул. Этот паровой подъемник давал немалую прибыль своему владельцу, позволяя значительно быстрее поднимать уголь на поверхность. Через 35 лет грузовые паровые лифты появились на нескольких английских фабриках и только после этого начали завоевывать американский континент. Россия в этом вопросе тоже решила не отставать от Европы, Америки. Лифты, подобные найденным в Геркулануме, неизвестный мастер построил еще во времена правления Петра I. В Петергофе, например, обеденный стол «ходил» между 1 и 2 этажами. В 1795 Кулибин разработал винтовые «подъемные и спусковые кресла». Они были установлены в Зимнем дворце и двигались благодаря усилиям слуг или животных. На смену паровому устройству пришло более совершенное гидравлическое. Его автором стал Уильям Томпсон, изобретатель пневматических шин. Новая конструкция впервые вступила в эксплуатацию 1845. А в 1852-м за массовый выпуск лифтов взялась компания Otis. Ее «отец», Элайша Грейвс Отис, изобрел лифт, который побил все рекорды безопасности: он имел тормоз и не падал вниз, даже если отрывались тросы. Кстати, Отис в 1854 году проводил демонстрацию своего изобретения. Рекламный трюк был зрелищным: в выставочном зале Нью-Йорке между двумя опорами высотой в двенадцать метров устанавливали лифт. На него грузили бочки, а затем на платформу становился сам Отис. Лифт с помощью паровой машины подтягивали вверх, и ассистент изобретателя по команде босса... рубал канат мечом. Подъемник, конечно, летел вниз, но уже через пару метров срабатывала автоматика и падение прекращалось. Прошло еще три года, и фирма Otis смонтировала первый лифт для людей (пассажиров) в магазине на Бродвее. С первого на пятый этаж подъемник шел со скоростью 20 см в секунду. Одновременно в лифте могли находиться пять человек. Отис изобрел еще одну конструкцию подъемника - винтовую. Она стояла в течение 16 лет в отеле «Пятая авеню». Но эта новинка оказалась слишком медленной и неудобной. К тому же стоил винтовой лифт дорого. С тех пор появилось много фирм, которые создавали безопасные и удобные конструкции. Но лидерами на мировой арене так и остались Otis, Kone и Schindler. Последняя компания была основана в Люцерне в 1874 году инженером Робертом Шиндлером. Когда началось строительство первых небоскребов, в них стали монтировать лифты без канатов. Гидравлическая конструкция позволяла кабинке двигаться в 20 раз быстрее, чем ходил лифт Отиса. Но... Куда же денешься от этого «но»! В то время для гидравлического цилиндра под фундаментом здания приходилось копать шахту такой же глубины, как высота самого дома. Да и действовала конструкция на высоте не выше 20 этажей. Французы взялись ликвидировать недостатки гидравлического лифта. Они смогли найти решение, что давало возможность разместить цилиндр горизонтально, к тому же новая конструкция имела систему блоков, через которую пропускался канат, соединенный с поршнем и кабиной. Впервые такой лифт был показан 1867 года в Париже, на Всемирной выставке. А потом эту конструкцию установили на знаменитой Эйфелевой башне. Первый электрический лифт «родился» в 1880 году. Его авторами стали сотрудники немецкой фирмы «Сименс и Гальске». Новый подъемник мог подняться на высоту 22 метра всего за 11 секунд! А электрический лифт Otis был установлен в одном из небоскребов Нью-Йорке 1889. С тех пор перед человеком уже не возникает проблемы высоты расположения жилья или места работы: все вопросы решают лифты. Самый высокий небоскреб Америки - «Сирс Тауэр» в Чикаго - оборудован, например, 106 подъемниками, из которых 16 являются двухэтажными. А для доставки посетителей к смотровой площадке смонтированы два скоростных лифта.
|